Аудиорассказ Хуана Хосе Ареола "Договор с чёртом" слушаем по этой ссылке:
http://kaktot.ru/xuan-xose-arreola-audioknigi-slushat-onlajn/
Или же читаем:
Хоть я и спешил, в кино я все же опоздал: фильм уже начался. Пришлось
разыскивать в темноте свободное место. Наконец я сел и оказался рядом с
каким-то ничем не примечательным человеком.
-- Извините, -- сказал я ему, -- не могли бы вы коротко рассказать, что
происходило на экране?
-- Пожалуйста: Даниэль Вебстер, которого вы сейчас видите, заключил
договор с чертом.
-- Спасибо. Хотелось бы знать условия этого договора.
Может быть, вырасскажете?
-- С большим удовольствием. Черт обещает Даниэлю Вебстеру семь лет
богатства. Конечно, в обмен на его душу.
-- Всего семь лет?
-- Договор может возобновляться. Даниэль Вебстер только что подписал
его своей кровью.
Этих сведений было вполне достаточно, чтобы понять содержание фильма.
Но мне хотелось спросить еще кое о чем. Любезный незнакомец казался человеком
рассудительным.
И пока Даниэль Вебстер набивал карманы золотыми монетами,
я спросил:
-- Как вы думаете, кто из них больше рискует?
-- Черт.
-- Почему же? -- удивился я.
-- Поверьте, душа этого Даниэля Вебстера представляла не слишком-то
большую ценность в момент, когда он решился продать ее.
-- Следовательно, черт...
-- Будет в убытке от сделки, потому что Даниэль собирается вытянуть из
него ужасно много денег. Смотрите!
Действительно, Вебстер сорил деньгами направо и налево. Его
крестьянская душа разлагалась. Мой сосед заметил с укоризненным видом:
-- Погоди, вот дождешься седьмого года... Я вздрогнул. Даниэль Вебстер
внушал симпатию. Я не удержался и спросил:
-- Простите, вы когда-нибудь были бедны?
На лице соседа, затушеванном темнотой, появилась слабая улыбка. Он
отвел взгляд от экрана, где Даниэль Вебстер начинал уже испытывать угрызения
совести, и сказал, не глядя на меня:
-- Я не знаю, что такое бедность. А вы знаете?
-- Если вы так ставите вопрос...
-- Но зато я прекрасно знаю, что могут дать человеку семь лет
богатства.
Я постарался представить себе, что это были бы за годы, и увидел
улыбающуюся Паулину в новом платье, среди красивых вещей. Этот образ повлек
за собой другие мысли.
-- Вы сказали, что душа Даниэля Вебстера ничего не стоит. Почему же
тогда черт заплатил ему так много?
-- Душа этого бедного парня может стать лучше, страдания увеличат ее
ценность, -- ответил сосед тоном философа и лукаво добавил: -- Значит, черт
не зря тратил время.
-- А если Даниэль раскается?
Моему собеседнику как будто не понравилось сочувствие, проявляемое
мной. Он хотел что-то сказать, но из его горла вырвался только короткий
гортанный звук. Я настаивал:
-- Даниэль Вебстер может раскаяться, и тогда...
-- Не в первый раз у черта срываются подобные вещи. Некоторые
ускользают из его лап, несмотря на договор.
-- Пожалуй, это не очень-то честно, -- сказал я, сам не отдавая себе
отчета в том, что говорю.
-- Что вы сказали?
-- Если черт выполняет договор, человек тем более должен его выполнить,
-- добавил я в виде пояснения.
-- Например?.. -- Сосед замолчал, явно заинтересованный.
-- Например, Даниэль Вебстер, -- отвечал я. -- Он обожает свою жену.
Посмотрите, какой дом он купил ей. Ради любви к ней он продал свою душу и
обязан выполнить договор.
Такие доводы привели моего собеседника в замешательство.
-- Простите, -- сказал он, -- но ведь вы только что были на стороне
Даниэля.
-- Я и продолжаю оставаться на его стороне. Но он должен выполнить
договор. - А вы выполнили бы?
Я не успел ответить. На экране появился мрачный Даниэль Вебстер.
Богатство не могло заставить его забыть простую крестьянскую жизнь. Его
большой роскошный дом выглядел печально. Его жене не шли наряды и
драгоценности. Она очень изменилась.
Годы бежали быстро. Деньги сыпались из рук Даниэля, как некогда семена.
Но на его поле больше не зеленели весенние всходы, а в душе зрела тоска.
Я сделал над собой усилие и сказал:
-- Даниэль должен выполнить обязательство. Я тоже выполнил бы. Нет
ничего хуже бедности. Он пожертвовал собой ради жены, остальное неважно.
-- Вы хорошо говорите. Вы понимаете его, потому что у вас тоже есть
жена, не так ли?
-- Я отдал бы что угодно, лишь бы Паулина ни в чем не нуждалась.
-- И СВОЮ Душу?
Мы разговаривали потихоньку, однако все же мешали окружающим. Нас
несколько раз просили замолчать. Мой сосед, по-видимому, живо
заинтересованный беседой, предложил:
-- Не хотите ли выйти в коридор? Досмотреть картину можно потом.
Было неловко отказаться, и мы встали. Я бросил последний взгляд на
экран: Даниэль Вебстер со слезами рассказывал жене о заключенной с чертом
сделке.
Я продолжал думать о Паулине, о нужде, в которой мы жили, о том, как
покорно она переносит нашу бедность, отчего я еще больше страдаю. Я
решительно не мог понять, о чем плачет этот Даниэль Вебстер, если карманы у
него набиты деньгами.
-- Вы бедны?
Мы прошли через зал и вышли в узкий темный коридор, где пахло сыростью.
Опустив потертую портьеру, мой спутник снова спросил:
-- Вы очень бедны?
-- Сегодня будний день, -- отвечал я, -- билеты в кино стоят дешевле,
чем по праздникам. Тем не менее если бы вы знали, чего стоило Паулине
заставить меня потратить эти деньги! Она уговаривала меня пойти так долго,
что я даже пропустил начало сеанса.
-- Итак, какого же вы мнения о человеке, разрешающем трудности так, как
Даниэль?
-- Об этом стоит подумать. Дела мои идут очень плохо. Люди, подобные
мне, уже не заботятся о том, чтобы одеться, мы ходим в чем попало, без конца
чиним, чистим, переделываем свое платье. Паулина очень изобретательна.
Что-то комбинирует и добавляет, импровизирует. Нового платья у нее уже давно
не было.
-- Обещаю вам стать вашим клиентом, -- сочувственно сказал мой
собеседник, -- на этой же неделе закажу вам пару костюмов.
-- Спасибо. Паулина оказалась права, уговорив меня пойти в кино. Она
будет очень довольна.
-- Я мог бы сделать для вас нечто большее, -- добавил новый клиент, --
например, я хотел бы предложить вам одну сделку, купить у вас кое-что...
-- Извините, -- поспешно ответил я, -- у нас нет ничего для продажи.
Последнее, серьги Паулины...
-- Подумайте хорошенько, кое-что все же есть, вы, может быть, не
помните.
Я сделал вид, что размышляю. Наступило молчание. Потом мой благодетель
сказал странным голосом:
-- Поразмыслите, вспомните Даниэля Вебстера, перед вашим приходом ему
тоже нечего было продать, и тем не менее...
Я вдруг заметил, что черты его лица как-то заострились. На стене
светилась реклама. Отблески вспыхивали в его глазах, словно языки пламени.
Он отгадал мое смятение и ясно, отчетливо произнес:
-- Мне кажется, уважаемый сеньор, представляться излишне. Я полностью к
вашим услугам.
Я инстинктивно сделал правой рукой крестное знамение, но при этом не
вынул руку из кармана, что, по-видимому, лишило крест его силы, потому что
черт, поправляя галстук, спокойно продолжал:
-- У меня здесь в кармане есть один документ...
Я был в замешательстве. Снова представил себе Паулину, как она стоит,
встречая меня, на пороге.
Голос у него был вкрадчивый, нежный, словно звон золотых монет. Он
добавил:
-- Если вы хотите, я могу сейчас же выдать вам аванс.
Он был похож на ловкого торговца. Я энергично отверг его предложение:
-- Я хочу видеть конец картины. А потом подпишу.
-- Даете слово?
-- Даю.
Мы снова вошли в зал. Я ничего не видел в темноте, но мой спутник легко
отыскал два места.
На экране, то есть в жизни Даниэля Вебстера, произошли удивительные
перемены, вызванные какими-то неизвестными таинственными обстоятельствами.
Бедный, развалившийся крестьянский дом. Жена Вебстера готовит обед.
Смеркается, Даниэль возвращается с поля с мотыгой на плече. Потный,
уставший, в грубой пропыленной одежде, он тем не менее кажется счастливым.
Опершись на мотыгу, он несколько мгновений стоит у дверей. Жена с улыбкой
подходит к нему. Оба смотрят, как медленно тает день. Надвигающаяся ночь
обещает мирный отдых. Даниэль нежно смотрит на жену, потом обводит взглядом
свое бедное, но уютное жилище и спрашивает:
-- Ты не жалеешь о прошлом богатстве? Обо всем, что у нас было? Жена
отвечает тихо:
-- Твоя душа, Даниэль, дороже всего.
Лицо крестьянина светлеет, его улыбка становится все шире и шире,
заполняя весь дом, освещая окрестность. Звучит музыка, и в ней постепенно
тают, растворяются все образы. От счастливого бедного дома Даниэля Вебстера
отделяются три белые буквы, они растут, растут и наконец занимают весь
экран.
Не помню, каким образом я оказался в гуще толпы, выходящей из зала. Я
спешил и толкался, с трудом пробивая себе дорогу. Кто-то схватил меня за
руку, пытаясь удержать. Но я энергично вырвался и выбежал на улицу. Было
темно. Я шел быстро, потом еще ускорил шаги и в конце концов побежал. Ни
разу я не оглянулся назад, пока не добежал до своего дома. Вошел, стараясь
держаться как можно спокойнее, и тщательно запер за собой дверь. Паулина
ждала меня. Она обвила рукой мою шею и сказала:
-- Ты, кажется, взволнован...
-- Нет, ничего...
-- Тебе не понравилась картина?
-- Понравилась, но...
Я был смущен. Поднес руку к глазам. Паулина все смотрела на меня и
вдруг, не в силах удержаться, рассмеялась. Она звонко, весело смеялась, а я
стоял, растерянный, смущенный, не зная, что сказать.
Сквозь смех она выговорила с веселым укором:
-- Неужели ты проспал весь фильм? Эти слова успокоили меня и
подсказали, как держаться. Я ответил, притворяясь пристыженным:
-- Да, правда, я спал. И затем извиняющимся тоном добавил:
-- Мне приснился сон, сейчас я расскажу тебе...
Когда я кончил рассказывать, Паулина сказала, что это был самый лучший
фильм, какой только я мог ей рассказать. Она казалась довольной и много
смеялась. Однако уже лежа в постели я видел, как она тайком принесла немного
золы и выложила крест на пороге нашего дома.
1942
Скачать аудиозапись этого рассказа можно, например, по этой ссылке:
http://mds.altervision.ru/mds/Huan_Hose_Ariola/Huan_Hose_Ariola_Dogovor_s_4ertom.mp3/
Иллюстрация: Сальвадор Дали, Искушение св .Антония, 1946 г., Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель.